Лепка для развития моторики у детей
текст - Александра Егорова
Мягкая, податливая и пластичная, глина - не только идеальный материал для лепки, но и отличное средство для решения психологических проблем.

Ученые нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованием головного мозга и психологического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой и развитием речи. Чем лучше у ребенка развиты мелкие движения рук, тем более развита речь.

Не последнюю роль в развитии мелкой моторики рук играет лепка.
Не важно, с каким материалом вы решили работать: пластилин, тесто, глина. Удивительно другое – из исходного материала ребёнок своими руками сможет создать неповторимые чудесные фигурки. Так как ребенок уже в результате первого занятия сможет увидеть результат своего труда – это привлечет его к регулярным занятиям творчеством.

Многие дети отдают предпочтение лепке из глины, а не из пластилина. Дети выбирают глину, потому что она на ощупь более пластичная и податливая— она «живая». А еще преимущество глиняных изделий в том, что поделку, созданную из глины, можно запечь и хранить годами, а также раскрасить на свое усмотрение. При этом глина помогает не только занять ребенка и получить удовольствие от лепки, но и благотворно влияет на развитие моторики и речи. Давайте разберемся, что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы ладоней, пальцев рук и ног. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребенка.

Какова связь руки и мозга, и как развитие моторики помогает в развитии речи?

Развитие мелкой моторики рук крайне важно для детей. Оно тесно связано с развитием речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Во время занятия активизируются соответствующие отделы мозга, стимулируя при этом соседние зоны, отвечающие за речь. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. На кончиках пальцев находятся рецепторы, связанные с головным мозгом. Разминая глину, ребенок использует подушечки пальцев и тем самым подает импульсы в мозг.

Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук. Чем больше ребенок будет лепить, тем быстрее и яснее он научится говорить.

Ручной лепкой могут заниматься совсем маленькие детки. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины.

На занятия на гончарном круге мы рекомендуем приводит деток в возрасте 6-7 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Обладая этими навыками ребенку будет легче освоить гончарный круг.

Также следует отметить, что развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление.

Лепить, фантазировать, ломать, перелепливать, прилагать силу, в конечном итоге получать результат. Когда ребенок лепит он превращается в маленького волшебника, он создает свой мир!