С глубокой древности до наших дней
или первая керамика на земле
Вестоницкая Венера
Ох уж эта керамика, столь популярная в последние годы! А вы
знали что появилась она больше 20 тысяч лет назад?! Более того, керамика является одним из первых материалов, созданным человеком
путём обработки природного сырья - глины. А так как обожженная глина, в отличие от других материалов (дерева, металлов, тканей) не
подвержена атмосферным влияниям, то до нас дошли керамические изделия со всех эпох.
А потому керамика это несомненно след из
прошлых веков, по которому всегда можно с точностью сказать что «именно на этом месте жили люди». Первые известные образцы керамики относятся к эпохе верхнего
палеолита ( 28000- 21000 гг. До н.э.) Древнейшему керамическому изделию «Вестоницкой Венере» (найдена на территории Чехии ) более
25 тысяч лет!
Уже в эпоху неолита керамика становится неотъемлемым атрибутом
практически всех археологических культур . Первоначально керамика
формировалась вручную и представляла собой всевозможные предметы
быта - разнообразные сосуды, грузила, горшки и др. Изделия лепили,
раскатывали в виде жгутов, плотно примазывая друг к другу и
укладывая их в виде горшка ( способ нелепа или «ленточно-кольцевой»),
просушивали на солнце и запекали в кострах.
По одной из гипотез, прообразом гончарных сосудов стала посуда,
сплетённая из лыка и веток, обмазанная для прочности глиной.
Как и сегодня, древние сосуды получали разную окраску в зависимости
от способа и температуры обжига, их украшали различными рельефами
штамповок, чёрточками, узорами.
Так почему же именно керамика?
Во-первых, глина - материал встречающийся практически
повсеместно.
Во-вторых она очень пластична, ей можно придать любую форму и
она сохранится, когда высохнет.
В-третьих вылепить простейшую посуду из глины весьма легко (размять ком и просто выдавить в нём углубление ).
Человек научился обрабатывать глину и стал изготавливать посуду.
Потому с переходом человека к оседлому образу жизни керамика стала
получать всё большее распространение. Ведь теперь уже было где
хранить воду и еду! А если есть где хранить, значит можно уже делать и
запасы.
Итак, появившись скорее всего случайно, (очевидно люди просто
заметили, что побывав в костре глина стала твёрдой и прочной)
мастерство работы с глиной стало совершенствоваться. Первые
керамические сосуды были с округлым дном - их вкапывали в землю или
ставили между камней, за тем стала появляться посуда с плоским дном ,
что означало появление прообраза мебели в жилищах древних людей (
ровные поверхности - столы, полки). От простых форм люди стали
переходить к более сложным и удобным, появившийся орнамент, тоже
стал усложняться. Вместо лаконичных насечек стали появляться
спиралевидные завитки, волнообразные линии, концентрические круги,
шахматные и сетчатые рисунки, иногда условные изображения людей и
животных. Узоры постепенно становились многоцветными.
Археологические исследования показывают что изначально
первобытные орнаменты наделялись магическим значением. В основе
их лежала условно-схематическая передача явлений природы - вода,
луна, солнце, огонь, ветер. В дальнейшем нанесение узоров на изделие
стало носить уже просто декоративно прикладной характер. Помимо
посуды из глины делали лепные статуэтки людей и животных, украшения
и стройматериалы (кирпич) . Люди экспериментировали с сортами глин
и примесей , с приёмами формовки и обжига, совершенствовали
технологии производства, качество черепка, а также всё больше
внимания стали уделять художественной ценности изделий,
оформлению росписи и цвету.

Гребенато-ямочная керамика
Производители из разных стран и культур делали похожие изобретения
в стремлении получить прочную и красивую керамику. При этом, в
каждом из районов развития гончарного дела , ремесло имело свои
местные, локальные особенности. К примеру в трипольских поселениях
найдено много не больших скульптур весьма характерного облика - с
распушенными волосами, горбатым носом , с условно переданными
пропорциями и формами ( скорее всего это изображение матери-
родоначальницы), а так же глубокие миски и двойные сосуды,
расписанные чаще всего белой, чёрной и красной красками. На
территории северо-восточной Европы была широко распространена
культура ямочно-гребенчатой керамики, названной так из-за сходства
орнамента который выглядит как отпечатки гребней. Сосуды из
Передней Азии , лепились из тонкой желтовато-зелёной глины и
украшались изящными росписями красно-коричневого цвета ( например
известный сосуд из Суз с орнаментальным изображением животных ).
По ходу усложнения человеческой деятельности, были разработаны и
разные типы сосудов в зависимости от назначения и жизненной
потребности. А появление гончарного круга в третьем тысячелетии до
н.э. и вовсе способствовало большому прогрессу, что упростило процесс
формовки изделий, позволив быстро изготовлять посуду с гораздо более
тонкими стенками.

Таким образом керамика принадлежит к древнейшим созданиям
человека и неотделима от его жизненно необходимых потребностей . А
появившись однажды она по прежнему остаётся неотъемлемой частью
нашей жизни. И не смотря на то что область применения керамики
сильно расширилась ( её применяют в промышленности, науке,
искусстве , строительстве, медицине) мы точно так же как и древние
люди едим из керамических плошек, храним пищу в керамических банках
и наливаем жидкости в ёмкости из обожженной глины .