Вселенная в чаше или керамика Раку

текст - Наталья Миронычева
Когда-то давным-давно в Японию пришли традиции чайного действа, а вместе с тем и мастерство по созданию удивительных чайных чаш. На протяжении веков мастера династии гончаров Раку из поколения в поколение передавали секреты мастерства и впитывали новые веяния времени. Создателем керамики-раку считается Танака Тёдзиро, семья которого стала впоследствии носить фамилию Раку. Хотя вначале термин «Раку» означал лишь изделия, произведенные лично Тёдзиро при содействии чайного мастера Сэн-но Рикю, а затем уже распространились на всю посуду в этом стиле.

И сегодня, как и сотню лет назад мы видим эту керамику высшей пробы в Японском мире. Нарочито грубые чаши ручной лепки, с пористой поверхностью и неровными краями. Максимально соответствует принципу ваби-саби (своеобразному японскому представлению о прекрасном в виде скромной простоты). Кстати говоря, сегодня этот концепт считается супер модным в интерьерном дизайне! Продуманная небрежность, уникальная неповторимая текстура на грани брака и искусства являются важнейшими признаками этой посуды. В ней само «дыхание жизни» со всей её вечностью и быстротечностью, идеальным и не совершенным.

Итак, теперь о самой технике. Создаётся простая грубоватая форма без использования гончарного круга. В процессе лепки используется вся ладонь, что позволяет получить максимально удобную для руки форму совершенно естественным образом. Затем полученную форму сушат несколько дней, обрабатывают и обжигают при низких температурах (в районе 1000 градусов). Затем покрывают глазурью. Ключевым в технике является именно глазурный обжиг, а точнее его завершение. После обжига чашу, еще ярко-красную, в полу-расплавленном состоянии вытаскивают длинными щипцами и очень быстро перекладывают в яму, засыпанную сухими опилками. После этого яму вместе с керамикой закупоривают для предотвращения доступа в нее кислорода и оставляют охлаждаться. В силу особенностей химических реакций, происходящих во время обжига и, самое главное, во время остывания изделия получаются необыкновенные эффекты глазури. Чаще всего в технике раку делают чаши — тяван. Эти чаши, наполненные горячим чаем, не обжигают руки, но при этом долго сохраняют тепло.